Учащимся

 

Уважаемые ребята!!!

На этой страничке вы найдете много полезной и интересной информации для себя.

Памятка для учащихся

КАК ГОТОВИТЬ ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ?

1. Активно работай на уроке: внимательно слушай, отвечай на вопросы.

2. Задавай вопросы, если чего-то не понял или с чем-то не согласен.

3. Точно и как можно подробнее записывай, что задано по каждому предмету.

4. Научись пользоваться словарями и справочниками. Выясняй значение незнакомых слов, находи нужные факты и объяснения, правила, формулы в справочниках.

5. Научись с помощью компьютера находить нужную информацию, производить нужные расчеты с помощью электронных таблиц и т.п.

6. Если то, что проходили на уроке, показалось тебе трудным, повтори материал в тот же день, даже если следующий урок будет через несколько дней.

7. Приступая к выполнению каждого задания, думай не только о том, что надо сделать (то есть о содержании задания), но и о том, как (с помощью каких приемов, средств) это можно сделать.

8. В случае необходимости обращайся за помощью ко взрослым или к одноклассникам.

9. Приступая к выполнению уроков, раскрой дневник, посмотри, все ли задания записаны.

10. Продумай последовательность выполнения заданий по отдельным предметам и прикинь, сколько времени тебе понадобится для выполнения каждого задания.

11. Убери со стола все лишнее - то, что может отвлекать. Приготовь то, что нужно для выполнения первого задания (учебник, тетради, карты, карандаши, словари, справочники и т.п.). После того как подготовишься к первому уроку, все убери и приготовь то, что нужно для выполнения следующего, и т.п.

12. Между выполнением домашних заданий по разным предметам делай перерывы.

13. Сначала постарайся понять материал, а затем его запомнить.

14. Прежде чем выполнять письменные задания, пойми и выучи правила, на которые оно направлено.

15. При чтении параграфа учебника задавай себе вопросы: о чем или о ком говорится в этом тексте, что об этом говорится.

16. Ищи связь каждого нового понятия, явления, о котором ты узнаешь, с тем, что ты уже знаешь. Соотноси новое с уже известным. Следи за тем, чтобы это были не случайные, внешние связи, а главные связи, связи по смыслу.

17. Если материал, который надо выучить, очень большой или трудный, разбей его на отдельные части и прорабатывай каждую часть в отдельности. Используй метод ключевых слов.

18. Не оставляй подготовку к докладам, сочинениям, творческим работам на последний день, поскольку это требует большого количества времени. Готовься к ним заранее, на протяжении нескольких дней, распределяя нагрузку равномерно.

19. При подготовке устных уроков используй карты, схемы. Они помогут тебе лучше понять и запомнить материал. К ним необходимо обращаться и при ответах на уроке. Чем лучше ты умеешь пользоваться картами, схемами, таблицами, тем выше будет оценка.

20. Попробуй использовать при подготовке устных заданий метод "5 П", разработанный американскими психологами.1 По данным психологов США, такой метод позволяет сосредоточить внимание на самом важном в тексте и способствует лучшему его запоминанию.

МЕТОД "5 П".

   1 П - Просмотри текст (бегло).

2 П - Придумай к нему вопросы.

3 П - Пометь карандашом самые важные места.

4 П - Перескажи текст.

5 П - Просмотри текст повторно.

Для младших школьников

Развитие психических процессов младшего школьника.
   
 

Особенность здоровой психики ребенка – познавательная активность. Любознательность ребенка постоянно направлена на познание окружающего мира и на построение своей картины мира. Чем активнее в умственном отношении ребенок, тем больше он задает вопросов. Многие задачи, особенно знакомые, он может решать, представляя их в уме. Образное мышление – основной вид мышления в младшем школьном возрасте.

Мышление ребенка в начале обучения в школе отличается эгоцентризмом, особой умственной позицией, обусловленной отсутствием знаний, необходимых для правильного решения определенных проблемных ситуаций.

В современном обществе умственное развитие ребенка зависит от типа конструирования нового знания. Оно строится взрослым, обладающим уже сформированным интеллектом.

Переход к систематическому обучению в школе, к развивающему обучению изменяет ориентировку ребенка в окружающих его явлениях действительности. На донаучной стадии развития мышления ребенок судит об изменениях с эгоцентрических позиций, переход к усвоению новых способов решения проблем меняет сознание ребенка, его позицию в оценке предметов и изменений, происходящих с ними. Развивающее обучение подводит ребенка к усвоению научной картины мира, он начинает ориентироваться на общественно выработанные критерии.

Развитие внимания, памяти, воображения.

Учебная деятельность требует развития высших психических функций – произвольности внимания, памяти, воображения. Внимание, память, воображение младшего школьника уже приобретают самостоятельность – ребенок научается владеть специальными действиями, которые дают возможность сосредоточиться на учебной деятельности, сохранить в памяти увиденное или услышанное, представить себе нечто, выходящее за рамки воспринятого раньше. В младшем школьном возрасте учебная деятельность требует от ребенка присвоения специальных действий, благодаря которым внимание, память, воображение приобретают выраженные произвольный, преднамеренный характер. Однако произвольность познавательных процессов у детей шести-семи, десяти-одиннадцати лет возникает лишь на пике волевого усилия, когда ребенок специально организует себя под воздействием обстоятельств или по собственному побуждению. В обычных обстоятельствах ему еще очень трудно организовать свои психические функции на уровне высших достижений человеческой психики.

Развитие внимания.

Познавательная активность ребенка, направленная на обследование окружающего мира, организует его внимание на исследуемых объектах довольно долго, пока не иссякнет интерес.

Младший школьник в известной степени может сам планировать свою деятельность. При этом он проговаривает то, что он должен сделать и в какой последовательности будет исполнять ту или иную работу. Планирование, безусловно, организует внимание ребенка.

Несмотря на то, что дети в начальных классах могут произвольно регулировать свое поведение, непроизвольное внимание преобладает. Детям трудно сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной для них деятельности или на деятельности интересной, но требующей умственного напряжения. Отключение внимания спасает от переутомления. Эта особенность внимания является одним из оснований для включение в занятия элементов игры и достаточно частой смены деятельности.

Дети младшего школьного возраста, безусловно, способны удержать внимание на интеллектуальных задачах, но это требует колоссальных усилий воли и организации высокой мотивации.

Развитие памяти.

Дошкольный возраст – возраст интенсивного развития памяти. Когда запоминани6е является условием успешной игры или имеет значение для реализации притязаний ребенка, он легко запоминает слова в заданном порядке, стихи, последовательность действий и др. Ребенок может пользоваться приемами запоминания уже сознательно. Он повторяет то, что надо запомнить, старается осмыслить, осознать запоминаемое в данной последовательности. Однако непроизвольное запоминание остается более продуктивным. Определяющим является интерес ребенка.

В школе ребенок встает перед необходимостью запоминать произвольно. Понимание является необходимым условием запоминания. Внимание ребенка на необходимости понимания фиксирует учитель.

Произвольная память становится функцией, на которую опирается учебная деятельность, и ребенок приходит к пониманию необходимости освоения приемов и способов запоминания, развития произвольности запоминания. Именно заучивание и воспроизведение учебного материала позволяет ребенку рефлексировать свои личные психические изменения в результате погружения в учебную деятельность.

 

Развитие воображения.

В младшем школьном возрасте ребенок в своем воображении уже может создавать разнообразнейшие ситуации. Формируясь в игровых замещениях одних предметов другими, воображение переходит в другие виды деятельности.

В условиях учебной деятельности к воображению ребенка предъявляются специальные требования, которые побуждают его к произвольным действиям воображения. Учитель на уроке предлагает детям представить ситуацию, в которой происходят некоторые преобразования предметов, образов или знаков.

Воображение, каким бы фантастическим оно ни было в своей сюжетной линии, опирается на нормативы реального социального пространства. Пережив в своем воображении добрые или агрессивные побуждения, ребенок может подготовить для себя мотивацию будущих поступков.

Воображение в жизни ребенка играет большую роль, чем в жизни взрослого. Неустанная работа воображения – важнейший путь познания и освоения ребенком окружающего мира, способ выйти за пределы личного практического опыта, важнейшая психологическая предпосылка развития способности к творчеству и способ освоения нормативности социального пространства, последнее принуждает работать воображение непосредственно на развитие личностных качеств.

 

Отгадай загадки.

1. Кто на ветке шишки грыз

И бросал объедки вниз?

Кто по ёлкам бодро скачет

И влетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит  на зиму грибы?

 

2.  Вправо, влево, взад, вперед -

     Всю ватагу повернёт.

     Это что за зверь лесной -

     Встал, как столбик, под сосной?

     И стоит среди травы - 

     Уши больше головы?

 

3. Лежала между ёлками

Подушечка с иголками. 

Тихонечко лежала, 

Потом вдруг убежала. 

 

4. Вдоль по речке, по водице

    Плывет лодок вереница.

    Впереди корабль идет

    За собою их ведет. 

    Весел нет у малых лодок, 

    А корабль больно ходок. 

 

5. Явился в жёлтой шубке:

 - Прощайте две скорлупки!

 

6. Все движутся вперед,

    А он наоборот. 

    Он может два часа подряд

    Все пятиться назад. 

 

7. Острые ушки,

    На лапках подушки,

    Усы как щетинка,

    Дугою спинка.

    Днем спит,

    На солнышке лежит. 

    Ночью бродит

    На охоту ходит. 

 

 

Подросток – кто он?

 

 Проходит время, когда ребенок превращается в подростка и вдруг начинает хотеть разобраться в себе: что «я» за человек, чего хочу по жизни, почему именно ко мне так относятся?

Возраст подростка – один из самых сложных, но, в то же время один из самых значимых периодов в жизни человека. Эта пора поиска и постижения себя, экспериментирования в разных ролях – от дворового хулигана до примерного отличника. Это отчаянное желание доказать свою взрослость и независимость от родителей… и столь же отчаянный крик о помощи при первом серьезном столкновении с реалиями взрослого мира.

                                                                              

                              Развитие подростков.

В этот короткий отрезок времени –  11, 12, 13, 14, 15, 16 лет – мальчики и девочки подростки проходят большой путь в своем развитии. Это самый долгий переходный период физических изменений и развития личности.

Свобода и ответственность. 

Психологи считают, что подростковый возраст – непростой период в жизни человека.  Это само по себе создает условия для рискованного поведения,  к тому же,  кругом столько соблазнов.

 Могут появиться…

  •  противопоставление себя миру  взрослых;
  •  более внимательное отношение к своей внешности, желание быть модным, рост материальных потребностей;
  •  чувство независимости, жажда освободиться от контроля взрослых;
  •  изменение прежних авторитетов, ценностей;
  •  желание добиться внимания противоположного пола;
  •  желание занять свое место  в компании,  важность мнения сверстников;
  •  уважение к физической силе, желание продемонстрировать свои возможности другим;
  •  больше свободы в действиях, поступках,  образе жизни, но мало внимания к последствиям своих действий, мало знаний о законах общества  и государства;
  •  жажда острых ощущений;
  •  появление новых кумиров, в том числе таких,  которые могут демонстрировать опасное поведение (употребление наркотиков, алкоголя,  рискованное сексуальное поведение, пропаганда криминальных ценностей и т. п.).

 

С одной стороны, эти изменения дают больше свободы, а с  другой – требует  нового уровня ответственности.

Как не попасть в ситуацию правонарушения?

  •  развивать в себе позитивные эмоции по отношению к окружающим;
  •  интересоваться законами и правилами общества и государства, знать,  что считается преступлением;
  •  избегать «плохой» компании;
  •  думать о последствиях своих  поступков для других,  в том числе  своих близких – мамы, папы, бабушки, братьев, сестер;
  •  думать о последствиях своих поступков для себя самого;
  •   избегать употребления алкоголя, особенно в сомнительной компании;
  •   уметь сказать «нет»;
  •  занимать себя полезными и интересными делами;
  •  думать о своем будущем, планировать его;
  •  не вестись на провокации, на «слабо»;
  •  завоевывать авторитет у сверстников своими достижениями в спорте, учебе, увлечениях;
  •  уметь вовремя остановиться и уйти, если почувствовал, что  ситуация подозрительная;
  •  помнить, что причинение любого вреда может привести к самым пагубным последствиям, которые вы даже не представляли;

 

  •   ценить то, что имеешь.
 

Как не стать жертвой обстоятельств?

   На центральных площадях, главных улицах и проспектах преступления совершаются редко, поэтому:

  •  лучше не тот путь, что короче, а тот, что безопаснее (например, хорошо освещенная ночью дорога);
  •  ночью безопаснее держаться к проезжей части: меньше вероятность, что на вас нападут из подъезда или подворотни, проще привлечь внимание полицейского патруля;
  •  если на улице навстречу идет компания пьяных или просто шумных людей, лучше не полениться и перейти на другую сторону дороги;
  •  если шумная или потенциально опасная компания рядом в автобусе или вагоне электрички -  перейди в другой вагон или вообще выйди на следующей остановке;
  •  не стоит садиться в пустой вагон электрички или трамвая, преступники могут войти специально, чтобы напасть;

 

  •  гораздо больше шансов быть обманутым  мошенниками у человека любопытного и  склонного к экспериментам, поэтому стоит подумать, прежде чем соглашаться на рискованное мероприятие. 

 

 

Подростковый возраст – период внутренних конфликтов с самим собой и другими, где частыми спутниками ребенка становятся смена настроений и непонимание себя, низкая самооценка. Это время конфликтов, это постоянная смена друзей и увлечений. Это время первой любви и время проявления агрессивности  подростков, особенно трудных. Это момент проникновения разными идеями, каждый раз в уверенности, что это именно то единственное, что ему сейчас надо. Иногда создается впечатление, что подросток торопится жить, как будто, что-то не успеет. И он живет здесь и сейчас, не особенно задумываясь о будущем.