Родителям

Когда все против одного (боремся с моббингом вместе) - статья

 

Материал для родительского собрания

Значение школьного периода в жизни человека трудно переоценить. От того, как он складывается — успешно или неуспешно, зависит многое в жизни человека, в том числе многие личностные качества, которые формируются под влиянием и в результате тех или иных особенностей школьного периода жизни человека. Сегодня современным является человек, способный перестраиваться в соответствии с условиями окружающей жизни. Все мы разные по своим способностям, характеру, мировоззрению, по физиологическим и психическим свойствам. Одни умны, другие — не очень, одни трудолюбивы, другие — ленивы, одни талантливы, другие —бездарны, одни целеустремленны, другие — разбросаны, несобранны. Равенства в природе нет. Конечно, для формирования человека в целом важно, насколько успешен он был в учении. Но еще важнее, как он себя чувствовал в школе, насколько ему было комфортно в отношениях с учителями и одноклассниками.

  В стремлении родителей обеспечить успешность своих детей рождается психоз погони за отличными отметками. Этот психоз рождается в семье и захватывает педагогов, ложится тяжелым бременем на юные души школьников, калечит их. В погоне за отметками, родители, чаще всего, не обращают внимания на личностные особенности ребенка: на его характер, темперамент, особенности нервной системы.  В результате возникают  проблемы в познавательной  и  в поведенческой сфере. И  чтобы решить эти проблемы нужно приложить много времени и сил, и , прежде всего, самим родителям. 

   В этом разделе у вас будет возможность познакомиться с некоторыми причинами появления тех или иных проблем и  способами  их  предупреждения. 

 

Детская агрессия.

 

Агрессивность –мотивированное, деструктивное поведение, которое противоречит нормам и правилам, существования людей в обществе, наносящее физический вред или моральный ущерб.

 

Агрессия в общих чертах понимается как целенаправленное нанесение физического или психического ущербы другому лицу.

 

ПРИЧИНЫ АГРЕССИВНОСТИ.

 

 

Особенности семейного воспитания

 

Примеры агрессивного поведения на телеэкране и со стороны сверстников.

 

Взаимодействия со сверстниками (отсутствие навыков общения).

 

ДЕТСКАЯ АГРЕССИЯ МОЖЕТ ПРОЯВЛЯТЬСЯ
 В ТРЕХ ВИДАХ:

 

Целенаправленно - враждебный вид -  агрессия как желание нанести вред другому.

 

Нормативно - инструментальный вид - агрессия как норма поведения и общения.

 

Импульсивно - демонстративный вид - агрессия как средство привлечения внимания

Возрастные особенности подростков. 

Подростковый период выделяется не во всех обществах, а лишь в обществе с высоким уровнем цивилизации.

В литературе описан под разными названиями: подростковый, переходный, пубертатный, отрочество, негативная фаза возраста полового созревания, возраст второй перерезки пуповины.  Подростковый возраст совпадает с кризисом 13 лет. Это кризис социального развития, напоминающий кризис 3 лет ("Я сам"), только теперь это "Я сам" в социальном смысле. Кризис относится к числу острых. Одним из симптомов кризиса 13 лет выделяют негативизм. Ребенок как бы отталкивается от среды, враждебен, склонен к ссорам, нарушениям дисциплины. Одновременно испытывает внутреннее беспокойство, недовольство, стремление к одиночеству, к самоизоляции.

У мальчиков негативизм проявляется ярче и чаще, чем у девочек, и начинается позже - в 14-16 лет.

Поведение подростка во время кризиса не обязательно имеет негативный характер. Л.С.Выготский пишет о трех вариантах поведения.

1. Негативизм ярко выражен во всех областях жизни подростка. Причем это длится либо несколько недель, либо подросток надолго выпадает из воспитательного процесса, недоступен уговорам старших, возбудим или, наоборот, туп. Это трудное и острое протекание наблюдается у 20% подростков.

2. Ребенок - потенциальный негативист. Это проявляется лишь в некоторых жизненных ситуациях, главным образом как реакция на отрицательное влияние среды (конфликты, угнетающее действие школьной или домашней обстановки). Таких детей большинство, примерно 60 %.

3. Негативных явлений нет вовсе у 20 % детей.

На этом основании можно предположить, что негативизм следствие недостатков педагогического подхода.

 

Значимые изменения происходят во многих сферах жизни детей.

Половое созревание.

Наступление подросткового возраста со всей очевидностью проявляется в резком возмужании организма, внезапном увеличении роста и развитии вторичных сексуальных признаков. У девочек этот процесс начинается приблизительно на 2 года раньше и длится в течение более короткого времени (3-4 года), чем у мальчиков (4-5 лет). Этот возраст считается периодом выраженного увеличения сексуальных желаний и сексуальной энергии, особенно у мальчиков.

С фазами биологического созревания у подростков совпадают фазы развития интересов. С одной стороны, теряется интерес к вещам, которые его интересовали раньше. При этом не утрачиваются ни навыки, ни сложившиеся механизмы поведения. С другой стороны, возникают новые интересы: новые книги, фильмы, в основном, эротического характера, острый сексуальный интерес.

Во время смены интересов есть момент, когда кажется, что у подростка вообще отсутствует какой бы то ни было интерес.

Позже, в начале новой фазы, у ребенка появляется множество новых интересов. Из них путем дифференциации выбирается ядро интересов. Причем вначале это происходит под знаком романтических стремлений, под конец - реалистический и практический выбор одного устойчивого интереса, связанного с основной жизненной линией, избираемой подростком.

 

Ведущая деятельность

Ведущая деятельность - интимно-личностное общение со сверстниками. Эта деятельность является своеобразной формой воспроизведения между сверстниками тех отношений, которые существуют среди взрослых людей, формой освоения этих отношений. Отношения со сверстниками более значимы, чем со взрослыми, происходит социальное обособление подростка от своей генеалогической семьи, а в условиях школы – от всех значимых взрослых.

 

Основные новообразования

Формирование "Мы"-концепции

Иногда оно принимает очень жесткий характер: "мы - свои, они - чужие".  Поделены территории, сферы жизненного пространства. Это не дружба, это, скорее, поклонение общему идолу.

 

Формирование референтных групп

В подростковом возрасте среди детей начинают выделяться группы. Сначала они состоят из представителей одного пола, впоследствии возникает тенденция к объединению подобных групп в более крупные компании или сборища, члены которых что-то делают сообща. С течением времени группы становятся смешанными. Еще позже происходит разделение на пары, так что компания состоит только из связанных между собою пар.

Ценности и мнения референтной группы подросток склонен признавать своими собственными. В его сознании они задают оппозицию взрослому обществу. Многие исследователи говорят о субкультуре детского общества, носителями которой и являются референтные группы. Взрослые не имеют в них доступа, следовательно, каналы воздействия оказываются ограниченными. Ценности детского общества плохо согласованы с ценностями взрослого.

Типичная черта подростковой группы - чрезвычайно высокая конформность. Конформность - податливость ребенка реальному или воображаемому давлению группы; проявляется в изменении его поведения и установок.

 

Чувство взрослости.

Объективной взрослости у подростка еще нет. Субъективно она проявляется в развитии чувства взрослости и тенденции к взрослости.

Ребенок требует суверенности, независимости, уважения к своим тайнам. В возрасте 10-12 лет дети еще пытаются найти взаимопонимание у взрослых. Однако разочарование неизбежно, так как ценности их различны. Но взрослые снисходительны к ценностям друг друга, а ребенок - максималист и не принимает снисхождения к себе. Разногласия происходят в основном по поводу стиля одежды, прически, ухода из дому, свободного времени, школьных и материальных проблем. Однако в самом главном дети все же наследуют ценности близких взрослых. "Сферы влияния"  взрослых и сверстников разграничены. Обычно от  взрослых передается отношение к фундаментальным аспектам социальной жизни. Со сверстниками же советуются по части "сиюминутных" вопросов.

 

Новое отношение к учению.

Подросток стремится к самообразованию, причем часто становится равнодушным к отметкам. Порой наблюдается расхождение между интеллектуальными возможностями и успехами в школе: возможности высокие, а успехи низкие.

Взрослость проявляется в романтических отношениях со сверстниками другого пола.

Здесь имеет место не столько факт симпатии, сколько форма отношений, усвоенная от взрослых (свидания, развлечения).

 

Эмоциональное развитие подростка.

Подростковый возраст считается периодом бурных внутренних переживаний и эмоциональных трудностей. По результатам опроса, проведенного среди подростков, половина 14-летних временами чувствуют себя настолько несчастными, что плачут и хотят бросить всех и все. Четверть сообщила, что им кажется иногда, что люди смотрят на них, говорят о них, смеются над ними. Каждому 12-му в голову приходили идеи суицида.

Типичные школьные фобии, которые исчезли в 10-13 лет, теперь снова появляются в слегка измененной форме. Преобладают социальные фобии. Подростки становятся застенчивыми и придают большое значение недостаткам своей внешности и поведения, что приводит к нежеланию встречаться с некоторыми людьми. Иногда тревожность парализует социальную жизнь подростка настолько, что он отказывается от большинства форм групповой активности. Появляются страхи открытых и закрытых пространств.

 

Воображение и творчество подростка.

Игра ребенка перерастает в фантазию подростка. По сравнению с фантазией ребенка она более творческая. У подростка фантазия связана с новыми потребностями - с созданием любовного идеала. Творчество выражается в форме дневников, сочинения стихов, причем стихи пишут в это время даже дети без всякой крупицы поэзии. "Фантазирует отнюдь не счастливый, а только неудовлетворенный". Фантазия становится на службу эмоциональной жизни, является субъективной деятельностью, дающей личное удовлетворение. Фантазия обращена в интимную сферу, которая скрывается от людей. Ребенок не скрывает своей игры, а подросток прячет фантазии как сокровенную тайну и охотнее признается в проступке, чем обнаружит свои фантазии.

Есть еще второе русло - объективное творчество (научные изобретения, технические конструкции). Оба русла соединяются, когда подросток впервые нащупывает свой жизненный план. В фантазии он предвосхищает свое будущее.

Самая важная  потребность  подросткового возраста - понимание.

 

КАК ВЕСТИ СЕБЯ С АГРЕССИВНЫМ РЕБЕНКОМ?

 

КАК  НАДО ВЕСТИ СЕБЯ РОДИТЕЛЯМ С АГРЕССИВНЫМ РЕБЕНКОМ.

 

Первым делом нащупать все болевые точки в семье.

Нормализовать семейные отношения.

Ликвидировать все агрессивные формы поведения среди близких, помня, что ребенок, видя все, подражает.

Принимать его таким, какой он есть, и любить со всеми недостатками.

Что-то требуя от ребенка, учитывать его возможности, а не то, как Вам хотелось бы это видеть.

Попытайтесь погасить конфликт еще в зародыше, направляя интерес ребенка в другое русло.

Дать понять ему, что он любим, даже если в семье появился новорожденный.

Научить его общению ос сверстниками, уделяя максимум внимания при поступлении в детский сад.

При драчливости ребенка главное – не разъяснить, а предотвратить удар.

Помнить, что слово может ранить малыша.

Понимать ребенка!

  

 

 

 

Постоянно внушать ему, что он плохой. Помните, что отрицательная оценка взрослых формирует отрицательную самооценку  у малыша и затрудняет его общение с внешним миром.

Негибкими воспитательными мероприятиями загонять ребенка в угол, ожесточая его.

Использовать агрессивные методы воспитания и наказания (шлепки, угол, ремень). Не забывайте, что агрессивность – это следствие враждебности, а воспитательные мероприятия – не орудия сражения.

 Позволять ребенку даже нарочно стрелять во взрослых игрушечным пистолетом.

Учить мучить домашних животных.

Преднамеренно разжигать романтические чувства к одному из родителей.

Все время подчеркивать и напоминать, что новорожденный лучше его.

Культивировать вражду между ним и сверстниками.

Оскорблять достоинство малыша грубыми словами.

Не любить его или любить только «оценочной» любовью.

 

ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ АГРЕССИВНЫХ ДЕТЕЙ.

1. Воспринимают большинство ситуаций как угрожающие или враждебные по отношению к ним.

2. Сверхчувствительны к негативному отношению к себе.

3. Заранее настроены на негативное восприятие себя со стороны окружающих.

4. Не оценивают собственную агрессию, как агрессивное поведение.

5. Всегда винят окружающих в своем агрессивном поведении.

6. В случае намеренной агрессии отсутствует чувство вины.

7. Склонны не брать на себя ответственность за свои поступки.

8. Проявляется низкий уровень эмпатии. 

9. Слабо развит контроль над своими эмоциями, кроме гнева.

10. Боится непредсказуемости в поведении родителей.

11. Характерны неустойчивое, рассеянное внимание, неустойчивое запоминание.

12. Не умеют прогнозировать последствия своих действий.

13. Положительно относится к агрессии, т.к. через нее получает чувство собственной значимости, силы.

 

КАК НЕ ДОПУСТИТЬ УХОДОВ РЕБЁНКА ИЗ ДОМА.

  Поведенческая реакция в виде уходов из дома, побегов из детских учреждений может быть мотивированной и немотивированной.

       Мотивированная поведенческая реакция обусловлена психологически понятными причинами и вытекает из самой ситуации, в которой оказался подросток (к примеру, побег из летнего лагеря, где подростка унижали сверстники или уход из дома после серьёзного конфликта с родителями).
Другое дело, что это не самый лучший способ реагирования, но если подросток реагирует именно так, то значит, он не научился применять другие стратегии реагирования в конфликтных ситуациях и использует стратегию избегания. Задача родителей, в этом случае — расширить эмоционально-поведенческий репертуар реагирования подростка, т. е. научить его разнообразным стратегиям поведения. (Ребёнка обижают в лагере, он должен знать что может обратиться к администрации лагеря, позвонить родителям, написать заявление в милицию. Если серьёзный конфликт случился дома, то ребёнку нужно научиться отстаивать свои права и соблюдать права родителей. Ребенок может обратиться за помощью к классному руководителю в школе, к другим родственникам, но не убегать в «никуда» и не подвергать свою жизнь и здоровье опасности).

       Мотивированные уходы на фоне острой стрессовой ситуации возникают у детей с разными характерами по разному:
— у слабых, эмоционально-ведомых, чувствительных, податливых детей мотивированные уходы проявляются как обдуманные или импульсивные и могут быть проявлением пассивного протеста;
— у подвижных, эмоциональных и импульсивных детей мотивированные уходы проявляются как реакция эмансипации;
— у эмоционально холодных, сдержанных, замкнутых мотивированные уходы проявляются как реакция избегания общения;
— у ярких, артистичных, активных мотивированные уходы проявляются как демонстративная реакция.
На фоне постоянной стрессовой ситуации мотивированные уходы становятся привычными (стереотипными) — т. е. формируется «привычка», когда подросток привычно реагирует уходом даже тогда, когда стресс не настолько выражен, чтобы убегать.
Когда это происходит, то можно говорить о том, что мотивированные уходы начинают превращаться в немотивированные.
Иногда внезапный уход может произойти на фоне сниженного настроения, причём это изменение в настроении никак невозможно объяснить ситуацией.
Наконец, уходы и побеги могут быть проявлением психического заболевания (эпилепсия и эпилептиформные состояния, маниакально-депрессивный психоз, шизофрения, деменция и умственная отсталость).
Степень тяжести синдрома уходов и бродяжничества определяется следующим образом:

 

легкая:

 

- не более чем на 7 дней 1 раз в меся;
— ночное посещение компьютерных клубов, попрошайничество, прогулы в школе;
— частичная критика подростком своего поведения;
— нет противоправных действий;
— нет химических и поведенческих зависимостей;
— встречается при ситуационных личностных реакциях;
— пограничная интеллектуальная недостаточность.

 

средняя:

 

- уходы на 2-3 недели, 1-2 раза за 2 месяца;
— попрошайничество, жизнь в подвалах, чердаках;
— противоправные действия
— алкоголизация, токсикомания;
— агрессивность;
— свое поведение подросток не критикует;
— встречается аномалиях характера (психопатиях), умственной отсталости.

 

тяжёлая:

 

 — уходы на 1-2 месяца, 2 раза за 6 месяцев;
— асоциальная жизнь;
— противоправные действия;
— алкоголизация, токсикомания;
— агрессивность;
— невозможность контролировать своё поведение;
— встречается при психических заболеваниях.

 

Что могут сделать родители, чтобы предупредить ситуацию уходов и побегов подростков из дома.

 

  1. Примите факт, что ваш сын или дочь — уже не ребёнок (по крайней мере, он или она хочет, чтобы все вокруг так думали), поэтому и отношения с подростком нужно строить ПАРТНЕРСКИЕ.
Это значит, что директивный стиль взаимоотношений типа «как я сказал, так и будет», можно «с почестями похоронить». Важно предоставлять информацию и факты, а выводы подросток будет делать сам. Многие «капризы» подростков можно понять и принять, если знать особенности их поведения.

2. Общение со сверстниками необходимо подросткам как дыхание, и они чувствуют себя неполноценными, если это стремление остается не реализованным. Очень важно, чтобы у сына или дочери была возможность встречаться с друзьями дома. Даже если у подростка нет собственной комнаты, предоставьте ему «крышу» для общения со сверстниками. И тогда дом для детей станет самым притягательным местом.

3. Никогда не угрожайте подростку, что выгоните его из дома, если он сделает что-то не так. К примеру, заявления родителей, чтобы дочь не переступала порог дома, если она совершит ошибку (ранняя беременность, опыт употребления наркотиков), могут обернуться трагедией. Вообще, подросток воспринимает любые угрозы как руководство к действию.
Боясь, что его действительно выгонят, он уходит сам.

4. Старайтесь вместе решать, как проводить досуг. Если свободное время заполнить интересными и полезными занятиями, многие проблемы будут решены. Подростки готовы посещать любые секции за компанию с приятелем или одноклассником.

5. Старайтесь принимать любые откровения сына или дочери как признак огромного доверия к вам. Выслушивайте подростка всегда, особенно если он хочет поделиться чем-то сокровенным. Ни в коем случае не высказывайте категоричных суждений в его адрес вроде: «Я предупреждала тебя, что так получится!» Не отбивайте у подростка желания советоваться с вами. И тогда с любой проблемой он прибежит именно к вам, зная, что его поддержат и не осудят.

 

 
Что делать, если подросток уже ушел из дома или такая ситуация повторяется из раза в раз.